Меню

Кейс: как выявить переутомление сотрудников с помощью учебных данных

выявляем переутомление на рабочем месте через учебные данные

Нет времени читать? Подпишитесь на обновления!
Профессиональное выгорание было включено в перечень официально зарегистрированных болезней еще в 2019 году. Но вовремя определять и предотвращать это заболевание, пока еще, получается не у многих.

Более того, по данным ВОЗ, предоставленным еще в 2017 году, число зарегистрированных случаев депрессии в России составило более 8 миллионов. А переутомление на рабочем месте и эмоциональное выгорание являются одними из самых распространенных причин ее возникновения.

Мы выявили несколько первых признаков, сигнализирующих о переутомлении сотрудников из-за работы, с помощью данных по обучению. В статье мы расскажем, как выявить первые признаки грядущего перегорания и не позволить корпоративному обучению способствовать ухудшению эмоционального состояния сотрудников.
Ваши сотрудники слишком сильно стараются...?
Когда компания внедряет образовательные программы в рабочий процесс, главное не перестараться и не превратить рабочий день сотрудника в нескончаемый день сурка. Хорошей идеей будет выделить для обучения отдельные рабочие часы, чтобы у вашей команды не возникло ощущения, что у них отнимают личное время.

Зачастую сотрудникам выделяют достаточно часов для ознакомления с нормативными документами, изучения нужного курса и даже для самообразования: они успевают учиться на курсах, выбранных по своему вкусу.

Согласитесь, представить, что кто-то добровольно останется после работы, чтобы пройти обязательные курсы, достаточно сложно. Тем не менее, в данных наших клиентов мы наблюдаем подобные процессы.

По наблюдениям почти четверть всего обучения проходит в нерабочие часы. Практически каждый сотрудник хотя бы раз учился в нерабочее время — рано утром или поздно вечером. Также тревожным показателем является то, что 5% всех сотрудников хотя бы раз были замечены в курсе в ночное время.
    Кстати, мы ограничили период «ночного времени»
    с 00:00 до 05:00
    Мы попробовали понять, по каким причинам люди выбирают столь странное время для обучения и оценить, насколько такое образование будет эффективным.
    оценка времени обучения в системе аналитики учебных данных
    Почему ваши сотрудники проходят курсы поздно вечером или даже ночью?
    Несколько примеров из нашего опыта: у одной из компаний 1,5% всех сотрудников обучались исключительно в нерабочие часы, под которыми мы понимаем либо раннее утро, либо совсем поздний вечер.

    У нас есть даже пример того, как молодой специалист прошел сложный и продолжительный курс за 4 очень длинных ночных сессии в течении одной недели, что явно не сказалось положительно на его результате в курсе.

    Кроме того, только 4% сотрудников пытались не просто изучить материал и пройти курс, а закрепить его через повторение. Это очень низкий показатель, говорящий, что для хорошего усвоения курса у сотрудников недостаточно времени, сил или мотивации.

    Все эти случаи могут быть сигналами того, что у сотрудников крайне жесткие дедлайны по курсу, они загружены работой и не успевают заниматься образованием в рабочее время. Но и пропустить курс они не могут, так как для них предусмотрены санкции за пропуски и проваленные дедлайны.
    переутомление на рабочем месте
    Как не допустить подобных ситуаций?
    Лучшее, что можно сделать — пересмотреть с менеджером курса то, как он организовывает работу в отделе, где появились такие случаи. Например, предоставить сотрудникам дополнительные часы на самообразование. Или перейти к "мягким дедлайнам", когда сотрудник может закончить обучение и после установленного срока, но с меньшими баллами за прохождение. Это поможет снизить уровень стресса и вернуть вашим коллегам здоровый ночной сон.

    Второй причиной, по которой ваши сотрудники могут учиться в нерабочие часы, может стать их личная мотивация. Например, мы заметили, что 22% сотрудников приходят пораньше, чтобы начать свой день с образовательных программ, и в 2 раза меньше остается вечером, чтобы дополнительно позаниматься в своем личном кабинете. То есть, люди больше времени проводят на работе, больше устают, но продолжают заниматься своим образованием.
    Это очень здорово, пока мы не начинаем говорить про эффективность их усилий
    Мы попытались оценить, насколько такая стратегия "стараться изо всех сил" является выигрышной, и плохо ли, что сотрудники пытаются каждую свободную минуту посвятить обучению?
    Стараться нельзя унывать
    Обучение в нерабочее время характеризуется очень длинными сессиями. Иногда они достигают нескольких часов, на протяжении которых сотрудники тщетно пытаются пройти как можно больше материала.
    При этом количество таких сессий у сотрудников, которые часто обучаются в нерабочее время снижается в среднем на 15%. То есть они проходят курс "впопыхах": за короткое время, но длинными подходами.
    В то время как их коллеги, обучающиеся в дневное время, наоборот, стремятся к увеличению числа сессий и снижению их длительности.

    Если посмотреть на обученность по курсу, то процент сотрудников, завершивших курс, в группе выше там, где сотрудники учились в продуктивные дневные часы - 19%. В то время как в группе, где зафиксировано много отклонений, завершило курс всего 12%. Таким образом, можно считать стратегию учебы частыми короткими сессиями более выигрышной.

    Так мы выявили особенность поведения людей, которые чаще всего учатся в нерабочее время: они экстремально продуктивны. Им нужно меньше времени, чтобы завершить курс (время их обучения в среднем составляет ¾ от времени обучения их менее расторопных коллег), они готовы учиться ночью и сразу несколько часов подряд. Они максимально эффективны и в короткие сроки усваивают материал, который остальные изучают намного дольше.

    Но такая экстремальная продуктивность может оказаться не такой уж привлекательной для работодателя. Как мы уже сказали, в первую очередь страдает результат обучения: меньше сотрудников доходят до конца, а средний прогресс по курсу для тех, кто еще только начал обучение значительно отличается (80% при обучении во время рабочего дня и только 66% в обратном случае).
    Кроме того, быстрое прохождение курса не гарантирует усвоение материала, и может оказаться так, что это обучение ради обучения, а не ради повышения эффективности на работе. Добавим к этому общую моральную измотанность и низкую продуктивность на работе после ночей без сна, и уже кажется, что корпоративное образование приносит скорее убытки.

    Также результатом эмоционального выгорания и интенсивного труда в вечернее и ночное время становится снижение лояльности сотрудников по отношению к компании.

    Обидно, когда сотрудники, получившие специальные знания на работе, увольняются. В том курсе, который мы здесь приводим в качестве примера, случилось так, что люди, обучающиеся в нерабочее время, увольнялись на 40% чаще, чем их коллеги, которые не так много перерабатывают.
    Вероятно, обучение не в рабочее время рассматривается как неоплачиваемая переработка, что ведет к недовольству, снижению лояльности и в результате может довести до увольнения.
    В заключение, хотим сказать, что несмотря на то, что рассматриваемый кейс не самый приятный, проблема решаема.

    Аналитика данных дистанционных курсов позволит вовремя отобразить девиантное поведение сотрудников и найти объяснение тому, что эффективность после образования не увеличивается, а иногда даже снижается.

    Когда ваши сотрудники слишком сильно стараются - это не всегда хорошая стратегия. Переработки, недосып и стресс из-за проваленных дедлайнов способствуют низкой эффективности дополнительного образования, снижению работоспособности и даже снижению лояльности к компании, вплоть до увольнения.

    Тем не менее, это возможно определить на самых ранних этапах запуска корпоративного обучения. Например, рассматривая время обучения, как в этом кейсе.

    Это поможет облегчить жизнь ваших сотрудников, избавить их от переработок и может быть даже сделать немного счастливее :)
    Виктория Рогожина
    Ведущий аналитик «Курсометр»